Факторинг и форфейтинг: сходство и различия

Привлечение внешнего финансирования – один из самых эффективных способов быстрого развития бизнеса. Получая необходимые средства из сторонних источников, компании могут интенсифицировать работу с контрагентами, тем самым увеличивая объемы продаж.

Существует ряд эффективных финансовых инструментов, которые известны бизнесу меньше классических кредитов (и по этой причине реже используются). Среди них факторинг и форфейтинг – виды финансирования, которые базируются на уступке прав требования. Несмотря на схожую основу, они существенно отличаются друг от друга.

Факторинг и его особенности

Факторинг (от англ. factor – посредник) – это получение предприятием финансирования в счет уступки денежного требования по контракту. В сделке между поставщиком и заказчиком появляется третья сторона – факторинговая компания, которая досрочно оплачивает возникшие денежные обязательства.

Факторинг – это передача задолженности, сформированной у предприятия, на обслуживание в стороннюю компанию, и получение взамен средств в оплату этой задолженности. Требования к факторинговым сделкам, права и обязанности сторон четко регламентированы законодательством РФ – так, Гражданский кодекс содержит отдельную главу, полностью посвященную механизму финансирования под уступку денежных требований (гл. 43 ГК РФ). Общие требования к уступке требований описаны в главе 24 ГК РФ.

Подробнее читайте в статье «Какими законами регулируется факторинг в РФ?»

Факторинг набирает популярность в России не только за счет наличия государственного регулирования и поддержки, хотя это тоже немаловажно. Значимым для предприятий оказывается и индивидуальный характер сделок – за счет многообразия видов факторинга каждый клиент может подобрать оптимальную схему финансирования.

Российские исполнители контрактов активно используют следующие варианты:

  • Классический факторинг – финансирование поставщика или подрядчика в счет уступки денежных требований по исполненному контракту (этапу контракта). Такая схема применяется в случаях, когда между поставщиком и заказчиком заключен договор с отсрочкой платежа. Поставщик исполняет контракт (или отдельный его этап), уступает факторинговой компании требования к заказчику, получает финансирование, а после истечения отсрочки заказчик производит оплату новому кредитору – факторинговой компании.

  • Предзакупочный факторинг – уступка денежных требований, которые возникнут в будущем. Отличие такой схемы от классической в том, что контракт (или его этап) между поставщиком и заказчиком еще не исполнен, а значит, производится уступка денежных требований, которые пока не возникли. Чаще всего целью этого вида факторинга является получение средств, необходимых для исполнения контракта (такое финансирование – аналог контрактного кредитования).

Существуют схемы факторинга, в которых инициатором является не поставщик, а покупатель. Такие варианты позволяют заказчику отсрочить платеж по контракту:

  • Факторинг аванса – уступка будущих денежных требований возврата аванса. Если поставщик/подрядчик не исполнит контракт, то будет обязан вернуть выплаченные средства. А так как была оформлена уступка, то вернет он их не заказчику, а факторинговой компании. Такой вид факторинга используют заказчики, которые не имеют возможности перечислить аванс поставщику самостоятельно. Факторинговая компания вместо заказчика перечисляет поставщику/подрядчику аванс, а после истечения согласованной отсрочки заказчик возвращает финансирование и оплачивает комиссию.

  • Факторинг качества – уступка будущих денежных требований возврата оплаты по контракту в связи с ненадлежащим качеством товара. Если товар окажется некачественным, то поставщик обязан вернуть полученные в оплату контракта средства. А так как была оформлена уступка денежных требований, возвращает он их не заказчику, а факторинговой компании. Такой вид факторинга используют заказчики, которые испытывают трудности с оплатой за исполненные поставщиком/подрядчиком обязательства или даже просрочили оплату. Фактор производит оплату на счет исполнителя вместо заказчика, а после истечения согласованной отсрочки заказчик возвращает финансирование и оплачивает комиссию.

Форфейтинг и его особенности

Форфейтинг (от фр. Acheter a forfait – купить подрядным образом, заключив договор) – вид финансирования, который используется преимущественно в международных контрактах. Это инструмент для покупателя, которому необходимо что-либо приобрести, но его собственных средств для этого недостаточно.

Чтобы произвести оплату по контракту, заказчик выписывает комплект векселей (или аналогичных долговых инструментов) и передает их в счет оплаты продавцу. Тот, в свою очередь, учитывает полученные долговые обязательства у третьей стороны (чаще всего – у банка) и получает соответствующую сумму. Завершается форфейтинговая сделка тем, что банк получает оплату по векселям от покупателя в соответствии со сроками их погашения.

Таким образом, в основе форфейтинга также лежит уступка права требования – продавец уступает обязательства покупателя (в форме векселей) третьей стороне и получает оплату.

В России рынок форфейтинга развит очень слабо – во многом из-за того, что российское законодательство никак не регулирует этот вид финансирования, действуют только международные унифицированные нормы. Следовательно, в случае возникновения споров и разногласий судебные тяжбы могут быть длительными и с непредсказуемым результатом. Кроме того, из-за высокого уровня риска и отсутствия регресса долговые обязательства российских компаний иностранные банки могут не выкупать, что еще сильнее замедляет развитие форфейтинга.

Сходство факторинга и форфейтинга

На практике между факторингом и форфейтингом мало общего – сходство только в теоретической основе:

  • В отношениях между покупателем и поставщиком возникает третье лицо.
  • Суть операций состоит в финансировании третьим лицом одной из сторон сделки купли-продажи.
  • Финансирование происходит с применением механизма уступки прав требования.

Различия факторинга и форфейтинга

  • Факторинг представляет собой отдельный, законодательно урегулированный правовой институт, тогда как форфейтинг в России такого отдельного законодательного регулирования не имеет и является скорее экономической категорией.
  • В факторинге уступаются денежные требования по контракту, в форфейтинге – долговые обязательства.
  • Факторинговые схемы применяются как на внутреннем рынке, так и в международных сделках. Форфейтинг, как правило, используется в международных контрактах.
  • В факторинге может применяться регресс (риск невозврата финансирования принимается на обе стороны контракта – продавца и покупателя). Форфейтинговые сделки всегда оформляются без регресса.

Подробнее о механизме регресса в факторинге – в статье «Виды факторинга: с регрессом и без регресса».

  • Форфейтинг инициирует покупатель, он же является плательщиком комиссии (часто она учитывается сразу при формировании векселей). В факторинге инициатором (а следовательно, и плательщиком комиссии) может выступать как поставщик, так и покупатель – все зависит от того, с какой целью заключается факторинговая сделка.
  • Форфейтинг обычно используют в очень крупных сделках, когда векселя покупателя будут охотно приниматься и гарантироваться банками. Факторинг сегодня доступен даже для небольших контрактов.

На платформе GetFinance отсутствуют ограничения по минимальной сумме финансирования, а оформление факторинга происходит в онлайн-режиме – быстро и просто. Благодаря этому факторинговое финансирование доступно для предприятий малого и среднего бизнеса в любой точке страны.


Заинтересовала услуга онлайн-факторинга? Чтобы узнать индивидуальные условия финансирования для вашей компании, подайте заявку в личном кабинете на GetFinance или свяжитесь со специалистом компании по телефону 8 (800) 500 55 52.