Какими законами регулируется факторинг в РФ?

Какими законами регулируется факторинг в РФ?

 

Факторинг для России – молодой вид финансирования, который начал бурно развиваться только в последнее десятилетие. Но на данный момент законодательство четко регламентирует все вопросы применения этого инструмента, действие механизма факторинга, взаимодействие сторон сделки и особенности уступки денежных требований.

 

История законодательства о факторинге в РФ

 

Понятие «факторинг» (в формулировке «договор финансирования под уступку денежного требования») в российском законодательстве появилось еще в 1996 году. Именно тогда была принята 2 часть ГК РФ, где в главе 43 был упомянут механизм получения денежных средств от финансового агента в счет уступки денежных требований. При этом уступленное денежное требование выступало в качестве обеспечения обязательств клиента.

Широкое распространение факторинг получил не сразу – это было связано и со сложностью получения средств в доцифровую эпоху (так как «бумажный» процесс согласования был длительным и затратным, финансирование оказалось доступно только крупным компаниям), и с большим количеством разногласий по поводу законодательного регулирования факторинга. Нормы, которые содержались в главе 43 ГК РФ, оставались неизменными почти 20 лет и уже не отвечали потребностям экономики.

Ситуация изменилась только в 2014 году, когда Россия ратифицировала Конвенцию УНИДРУА по факторинговым операциям, а вслед за этим был принят ряд законов, призванных урегулировать вопросы относительно факторинговых операций в России.

 

Эти меры помогли превратить факторинг из узкоспециализированного финансового продукта, который использовали во взаиморасчетах только крупные компании, в универсальный и удобный инструмент, подходящий предприятиям из разных отраслей экономики, а также субъектам МСП.

 

Современное законодательство в сфере факторинга


На сегодняшний день договор факторинга регулируется главами 24 и 43 Гражданского кодекса РФ:

·       24 глава содержит общие положения об уступке прав требования (цессии), в том числе регулирует переход прав на получение оплаты за исполненные обязательства.

·       43 глава полностью посвящена факторингу: в частности, в ней содержится прямое указание на то, что владелец денежных требований вправе уступать их новому кредитору без согласования с дебитором.


Основные положения главы 24 ГК РФ


В Главе 24 ГК РФ «Перемена лиц в обязательстве» описан порядок перехода прав кредитора к сторонней организации. Согласно положениям главы 24, любое право (требование) может быть передано кредитором другому лицу (или может перейти к другому лицу на основании закона), причем переход такого права не требует согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Глава 24 ГК РФ регламентирует следующие процессы:

·       Статья 388 описывает условия, при которых происходит уступка требования (в том числе будущего требования).

·       Статья 389 определяет права и обязанности сторон, а также форму, в которой должна совершаться уступка требования.

·       Статья 390 посвящена ответственности цедента – то есть лица или предприятия, уступающего требование.

Четкое описание механизма уступки позволяет защитить права всех участников сделки, обеспечить максимальную честность их взаимоотношений.

Подробнее о цессии (уступке требований) и ее отличиях от факторинга читайте в нашем материале «Почему цессия и факторинг – не одно и то же».


Основные положения главы 43 ГК РФ


В Главе 43 ГК РФ говорится, что по специальному договору организация может уступить третьему лицу (фактору) финансовые требования к своему дебитору (должнику). При этом клиент не только передает дебиторскую задолженность на обслуживание другому кредитору, но и получает от факторинговой компании финансирование в оплату уступленных прав требования. Это позволяет организации быстро пополнить свой оборотный капитал и приступить к работе с другими клиентами.

В Главе 43 ГК РФ содержится следующая информация:

·       Содержание и основные положения договора факторинга (статья 824).

·       Требования к финансовому агенту (факторинговой компании).

Согласно статье 825 Главы 43, факторами/финансовыми агентами могут быть различные коммерческие организации – особых требований к компаниям, приобретающим финансовый долг согласно договору уступки, не предусматривается.

·       Требования к денежному обязательству, которое уступают по договору факторинга (статья 826).

·       В статье 827 говорится о том, что клиент несет перед фактором ответственность за действительность денежного требования.

·       Статья 828 указывает на недействительность запрета уступки денежного требования (такая уступка является действительной, даже если между клиентом и его должником существует соглашение о ее запрете или ограничении).

·       Статья 829 говорит о праве фактора совершить последующую уступку требования.

·       Статья 830 регламентирует процесс исполнения уступленного требования.

·       В статье 831 закрепляется право фактора на полученные от должника суммы в счет оплаты денежного требования.

·       Статья 832 регламентирует процесс зачета встречных требований.

·       В статье 833 говорится о взаимодействии сторон при неисполнении контракта клиентом.

 

Прочие НПА в сфере факторинга


Помимо глав 24 и 43 ГК РФ существуют и другие нормативные правовые акты, касающиеся факторингового финансирования:

·       Федеральный закон № 115 регулирует действия факторинговых компаний в рамках противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

·        Начиная с 1 июня 2018 года факторинг законодательно разрешен в сфере закупок в рамках федерального закона № 223-ФЗ, когда был снят запрет на уступку прав требования по денежным обязательствам, возникающим из заключенного по итогам торгов договора (№ 212-ФЗ от 26.07.2017).

Сейчас в России сложилось лояльное отношение к факторингу со стороны государства. Принятые законодательные акты значительно упрощают взаимодействие между факторами, заказчиками и клиентами, делают факторинг удобным и доступным финансовым инструментом.

Подробнее о государственных инициативах в сфере популяризации факторинга читайте в нашей статье «Государство и факторинг – дружит ли они?».