Как отразить факторинговые операции в бухучете?

Как отразить факторинговые операции в бухучете?

     Впервые сталкиваясь с факторинговым финансированием, участники сделок – как дебиторы, так и поставщики – думают, что ведение бухгалтерского и налогового учета усложнится. Особенно часто приходится слышать такие предположения от предприятий малого и среднего бизнеса.

     Действительно, когда речь идет о «бумажном» формате, учет факторинговых операций может быть трудоемким. Дело в том, что в привычную цепочку «поставщик» - «товар» – «заказчик» - «деньги» - «поставщик» включается еще одна сторона: факторинговая компания. И весь документооборот приходится проводить в двойном объеме, то есть добавляется время на копирование, заверение счетов и договоров, пересылку их курьером или почтой.

     Онлайн-факторинг переводит взаимодействие между сторонами сделки в цифровой режим, благодаря чему все закрывающие документы формируются автоматически и за счет использования ЭЦП имеют 100% юридическую значимость. В таких условиях бухгалтерии предприятия остается только правильно отразить проводки по факторинговым операциям в учете.

Учет факторинговых операций поставщиком

     Основной принцип проводок по факторингу у поставщика – это то, что с точки зрения учета производится не получение займа или кредита, а «продажа» кредиторской задолженности факторинговой компании.

     В связи с этим поставщику (клиенту факторинговой компании) необходимо отразить в бухучете:

·        Операции, связанные с исполнением обязательств перед дебитором по контракту (отгрузка товара, выполнение работ, предоставление услуг, начисление НДС, списание себестоимости) – отражаются проводками в стандартном режиме.

·        Переуступку права требования по денежному обязательству факторинговой компании (то есть фактически списание дебиторской задолженности). Эта операция отражается проводкой со счета 62 «Расчеты с покупателями» на счет 91-2 «Прочие расходы».

Взаимодействие клиента с факторинговой компанией отражается проводками между счетом 51 «Расчетные счета» (т.к. в случае онлайн-факторинга расчеты производятся только в безналичной форме) и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»:

·        Поступления средств клиенту от финансирующей организации (первый и второй платежи) отражаются проводкой Кт 76 – Дт 51.

·        Выплаты клиента в адрес факторинговой компании (комиссия за выдачу финансирования и комиссия за использование средств) – Дт76 – Кт51.

     При этом суммы комиссий учитываются без НДС. Чтобы предъявить к вычету налог на добавленную стоимость с комиссий факторинговой компании, необходимо сделать следующие проводки:

·        Учет НДС с комиссии финансового агента: Дт19 – Кт76.

·        Предъявление НДС к вычету: Дт68 – Кт19.

     При факторинге с правом регресса, если дебитор не исполнил свои денежные обязательства, оплата производится клиентом. Тогда поставщик дополнительно отражает в учете следующие операции:

·        Возврат в адрес факторинговой компании полученного финансирования (Дт76 – Кт51).

·        Претензию в адрес дебитора за неоплаченный товар (Дт 76.2 – Кт76).

Учет факторинговых операций дебитором

     Участие дебитора в классической факторинговой сделке заключается в том, что он выплачивает сумму денежного требования по исполненному контракту не поставщику, а факторинговой компании. В учете дебитора изменения сводятся к переводу задолженности с одного кредитора на другого, а затем выплате в адрес нового кредитора. Таким образом, заказчик (дебитор) отражает в учете следующие операции:

·        Исполнение контракта клиентом (получение в полном объеме товара или услуги) и учет НДС, предъявленного поставщиком – в обычном режиме.

·        Смена кредитора в результате произведенной клиентом уступки денежного требования по контракту: кредиторская задолженность «списывается» с поставщика и переходит на факторинговую компанию проводкой Дт60 «Расчеты с поставщиками» – Кт76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

·        Перечисление суммы денежного требования в адрес нового кредитора (факторинговой компании): Дт76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – Кт51 «Расчетные счета».

     Итак, если при получении финансирования поставщик делает выбор в пользу онлайн-факторинга, дополнительная нагрузка на бухгалтерские службы клиента и дебитора окажется минимальной. Все документы, необходимые для сдачи отчетности, будут формироваться в личном кабинете, а операции по факторингу потребуют всего нескольких дополнительных проводок.

     Инновационная финтех платформа GetFinance предоставляет работающим на ней организациям полную поддержку и консультационные услуги. Благодаря удобным сервисам платформы и онлайн-формату выдачи финансирования вы сможете существенно упростить бухгалтерский и налоговый учет финансовых операций в факторинге.


Чтобы определить индивидуальные условия финансирования, подайте заявку на сайте 

или свяжитесь со специалистом по телефону 8 (800) 500 55 52.