Существуют ли компании, которые не могут воспользоваться факторингом?

Получить заемные средства бывает непросто – чтобы банк одобрил заявку на кредит, необходимо иметь устойчивое финансовое положение, залог, хорошую кредитную историю. При этом часто компании испытывают проблемы с платежеспособностью, а единственный их ликвидный актив – это обязательства контрагентов.

 Факторинг позволяет быстро получить средства под уступку задолженности по контрактам - факторинговая компания приобретает ее у клиента и сразу же оплачивает финансируемый договор. Клиентом может быть как заказчик, которому необходимо внести платеж по контракту, так и исполнитель, желающий досрочно получить оплату. Давайте разберемся, существуют ли организации, которые не могут воспользоваться факторингом.

Факторы несогласия: на что обратят внимание при рассмотрении заявки

В первую очередь при получении заявки на финансирование факторинговая компания оценивает, насколько условия контракта между поставщиком и заказчиком соответствуют риск-подходу, требованиям законодательства и самой сути факторинговой сделки:

  • Если заключен некоммерческий договор, факторинговое финансирование недоступно, так как нет денежных прав требования, которые можно уступить. Уступка прав по такому контракту называется цессией.

О том, что такое цессия, читайте в нашем материале «Почему цессия и факторинг – не одно и то же?»

  • Если заказчик и поставщик – аффилированные организации (например, имеют общих учредителей), факторинговая компания откажет в финансировании во избежание мошеннических схем.
  • Если по договору поставщика и заказчика оговорена оплата наличными или векселями, в финансировании также будет отказано: при онлайн-факторинге используется только безналичное перечисление денежных средств.

По сути, факторинговое финансирование – это оплата третьим лицом контракта между поставщиком и заказчиком. Поэтому вне зависимости от того, какая компания (заказчик или поставщик) заключает договор факторинга, деньги всегда перечисляют поставщику, а возврат задолженности осуществляет не получатель средств, а заказчик по контракту. Разница только в том, какая компания заплатит факторинговую комиссию за пользование денежными средствами.

  •  Вывод: для факторинговой компании гораздо важнее платежеспособность заказчика, чем той компании, которой перечислят деньги – его финансовое положение и будет оцениваться в первую очередь.

  • Получатель средств (поставщик) проходит только проверку на немногочисленные стоп-факторы: банкротство, ведение бизнеса менее 3 месяцев, запрещенные для финансирования сферы деятельности.

 Таким образом, ключевые параметры, от которых зависит решение о финансировании – платежная дисциплина и деловая репутация заказчика. Неблагонадежность заказчика либо невозможность оценить его финансовое состояние будут причиной для отказа в факторинге. Если же покупатель – государственное или муниципальное учреждение, компания с госучастием или крупное стабильно работающее предприятие, то его финансовое положение будет устойчивым, что снижает риски для факторинговой компании. В этом случае с большой вероятностью будет принято положительное решение.

Если финансирование требуется поставщику, который имеет более стабильное финансовое положение, чем его заказчики, и хорошую деловую репутацию, имеет смысл обратиться не к факторингу, а к другим формам заемного финансирования, где оценивается именно заемщик, или совмещать факторинг с кредитами.

Не проблема: что не помешает получить финансирование

 Существует распространенное заблуждение, что требования к клиенту в факторинге такие же, как, к примеру, в кредитовании и лизинге. Компании ошибочно считают – если нет имущества в залог и хорошей кредитной истории, то на финансирование можно не рассчитывать. Однако для факторинга эти параметры препятствием не являются, так как оценка рисков финансирования производится по принципиально другой схеме.


Приводим ряд моментов, которые факторинговые организации не считают причиной для отказа в финансировании:

  • Отдаленные регионы. Действительно, при «бумажном» факторинге удаленность сторон сделки друг от друга имеет важное значение. Онлайн-факторинг позволяет предприятиям получать финансирование дистанционно, вне зависимости от их местонахождения. При этом, даже если стороны сделки находятся в разных регионах, средства будут выданы так же быстро, как если бы поставщик, заказчик и факторинговая компания располагались в соседних зданиях.
  • Отсутствие залога. При факторинге гарантией возврата выплаченных средств служит обязательство заказчика оплатить поставленный товар или выполненные работы, другое обеспечение не требуется.
  • Проблемная кредитная история. При оформлении факторинга финансирующие организации не запрашивают информацию из БКИ, оцениваются только финансовое положение заказчика и деловая репутация сторон контракта. Однако предприятия, имеющие проблемы с кредитными учреждениями, все равно находятся в группе риска – факторинговая компания будет анализировать арбитражные дела, в которых участвуют поставщик и заказчик.


Подробнее о значении кредитной истории в факторинге читайте в нашей статье «Влияет ли просрочка по факторингу на кредитную историю?»

  • Малый и средний бизнес, микропредприятия – это не группа риска, а целевая аудитория факторингового финансирования. Факторинг в первую очередь предназначен для организаций, которые не имеют большого запаса оборотного капитала – при отсрочках платежей у них появляется риск кассовых разрывов, снижения объемов работы и даже банкротства.
  • Вторая сторона контракта не согласна на использование факторинга. Согласно законодательству, согласие дебитора на уступку не требуется, достаточно направить уведомление о том, что она произведена. Однако в онлайн-факторинге дебитор визирует трехсторонний реестр денежных требований, без этого финансирование выплачено не будет. Эта мера призвана обезопасить обе стороны договора от мошеннических схем, недобросовестности контрагентов, двойной уступки.
  • Контракт заключен в рамках 44-ФЗ. На сегодняшний день законодательство не содержит запрета на оформление факторинга по таким сделкам, и на платформе GetFinance имеется успешный опыт финансирования подобных контрактов.


Онлайн-факторинг позволяет получать необходимые предприятию средства даже в тех ситуациях, когда более «традиционные» виды финансирования недоступны. Чтобы подать заявку и узнать индивидуальные условия онлайн-факторинга, свяжитесь со специалистом GetFinance по телефону 8 (800) 500 55 52 или заполните специальную форму на сайте.