Кто в России пользуется факторингом?

Кто в России пользуется факторингом?

Бытует мнение, что факторинг – это узкоспециализированный финансовый продукт, который подходит не каждой организации. На деле оказывается, что практически все компании, которые работают с заказчиками (то есть оказывают услуги, поставляют товары), могут оформить факторинговое финансирование.

 

Виды факторинга в России

 

Мы ранее рассказывали про виды факторинга в зависимости от наличия регресса, а сейчас рассмотрим классификацию в другом разрезе – по времени возникновения уступаемого денежного требования:

1.      Классический факторинг, когда поставщик или подрядчик уступает факторинговой компании уже возникшее (существующее) денежное требование к заказчику и получает за него финансирование.

Пример. Поставщик работает с заказчиком с 30-дневной отсрочкой платежа. Сразу после отгрузки товара возникает денежное требование, однако оплачено оно будет только через месяц. Поставщик уступает это требование факторинговой компании, сразу получает оплату, а в установленный контрактом срок заказчик погашает задолженность компании-фактору.

2.      Факторинг просроченных денежных требований – это, по сути, продажа поставщиком долга заказчика. Денежное требование передается факторинговой компании взамен на финансирование, а потом уже компания-фактор ведет работу с заказчиком по выплате долга. В этом случае в первоначальном контракте может и не быть условия отсрочки платежа.

Пример. Подрядчик выполнил работы по контракту, однако оплата в установленный срок не поступила. Компания имеет право перепродать просроченное требование факторинговой компании и сразу же получить финансирование, не дожидаясь исполнения обязательств заказчиком.

3.      Предзакупочный факторинг – это финансирование в счет уступки обязательств, которые еще не возникли (то есть контракт не исполнен поставщиком). Как правило, применяется в случаях, когда поставщику требуются средства для исполнения контракта, и служит аналогом контрактного финансирования.

Пример. Предприятие заключило договор поставки, для производства товара требуется закупка сырья, однако заказчик не готов выплатить аванс. Поставщик уступает компании-фактору будущее денежное требование (то есть право требовать оплату в будущем) и сразу же получает финансирование. В установленный срок после исполнения контракта заказчик рассчитывается с компанией-фактором.

 

Вариантов факторинга в России множество, и любая организация может подобрать для себя подходящий вид финансирования.

 

Основные требования к поставщику со стороны факторинговых компаний

 

Факторинг отличается от других финансовых продуктов тем, что основное внимание при рассмотрении заявки уделяется не получателю финансирования (поставщику, подрядчику), а заказчику – компании, которая будет возвращать средства. Поэтому требования к поставщику лояльны:

·        Клиент – юридическое лицо или предприниматель, работает с заказчиком на основании контракта.

·        Клиент – не банкрот. При этом требований к платежеспособности не выдвигается – факторинг часто оформляют компании, которые находятся в сложном финансовом положении.

·        Срок со дня регистрации устанавливается минимальный – обычно 3 месяца.

·        Основное условие получения: факторинговые компании финансируют только контракты, которые заключены с надежными платежеспособными заказчиками.

Воспользоваться финансированием могут даже те компании, которым традиционно сложно получить кредит или заем – не имеющие залога и хорошей кредитной истории, предприятия малого и среднего бизнеса, а также ведущие бизнес в отраслях, которые с точки зрения банков относятся к рискованным.

 

Компании, которые активно используют факторинг в работе

 

·        Поставщики товаров в крупные торговые сети (в лидерах – электроника, продукты, непродовольственные товары).

·        Компании производственного и сырьевого сегментов (нефтегазовый сектор, металлургия, энергетика).

·        Поставщики и подрядчики компаний с госучастием.

·        Контрагенты естественных монополий (водоканалов, электросетей, теплосетей и т.д.).

·        Организации, которые работают в сфере капитального ремонта.

·        Поставщики и подрядчики транспортных компаний и т.д.

 

Список компаний и отраслей, который мы привели, не исчерпывающий. Дело в том, что одна из основных особенностей факторингового финансирования – гибкий подход к условиям сделки.

Заявки, которые не соответствуют стандартным условиям выдачи, факторинговые компании рассматривают индивидуально, подбирая схему финансирования под потребности конкретного клиента. Благодаря этому факторинг доступен даже в тех случаях, когда более привычные виды финансирования организация получить не может.