Кто в России пользуется факторингом?

Кто в России пользуется факторингом?

В последние годы факторинг в России развивается бурными темпами, однако многие предприятия до сих пор считают его продуктом узкоспециализированным, который подходит только крупным промышленным компаниям и поставщикам торговых сетей.

При этом опыт показывает, что сегодня практически любая организация, работающая с заказчиками по закупкам в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, 615-ПП, по коммерческим контрактам (поставка товара, оказание услуг, выполнение работ), может оформить факторинговое финансирование.

Компании, которые активно используют факторинг

GetFinance работает на рынке факторинга уже больше года, и за это время подключенными к платформе факторинговыми компаниями в режиме онлайн были профинансированы тысячи организаций, ведущих деятельность в самых разных отраслях. Наиболее востребованным факторинг оказался у предприятий из следующих направлений: 

  • Поставщики и подрядчики в производственном и сырьевом сегментах (нефтегазовый сектор, металлургия, энергетика).

  • Строительные, ремонтные, монтажные предприятия.

  • Поставщики и подрядчики компаний с госучастием (223-ФЗ), государственных и муниципальных предприятий (44-ФЗ).

  • Компании, ведущие деятельность в сфере дорожного строительства и ремонта.

  • Контрагенты естественных монополий (водоканалов, электросетей, теплосетей).

  • Организации, которые работают в сфере капитального ремонта (615-ПП).

  • Энергосервисные компании.

  • Предприятия из сферы ТКО.

  • Поставщики и подрядчики транспортных компаний и многие другие.

Список направлений и отраслей, который мы привели, не исчерпывающий, так как одна из основных особенностей факторингового финансирования – гибкий подход к условиям выдачи средств, индивидуальное рассмотрение контрактов. При этом сумма договора с заказчиком не играет роли, на GetFinance нет минимального лимита сделки, за счет чего успешно финансируются и небольшие контракты.

Основные требования к поставщику при оформлении факторинга

Факторинг отличается от других финансовых продуктов тем, что основное внимание при рассмотрении заявки уделяется не получателю финансирования (поставщику, подрядчику), а заказчику – компании, которая будет возвращать средства. Поэтому требования к поставщику лояльны:

  • Клиент – юридическое лицо или предприниматель, работает с заказчиком на основании контракта (в розничной торговле факторинг невозможен).

  • Клиент – не банкрот и не находится в процессе реорганизации. При этом требований к платежеспособности не выдвигается, факторинг доступен компаниям, которые находятся в сложном финансовом положении.

  • Срок со дня регистрации устанавливается минимальный – обычно 3 месяца.

  • Основное условие получения: факторинговые компании финансируют только контракты, которые заключены с надежными заказчиками.

Подробности – в материале «Существуют ли компании, которые не могут воспользоваться факторингом?»

Таким образом, воспользоваться финансированием могут даже организации, которым сложно получить кредит – ведущие бизнес в отраслях, которые с точки зрения банков относятся к рискованным, не имеющие залога и хорошей кредитной истории, микропредприятия, малый и средний бизнес.

Виды факторинга в России

Самый распространенный вид факторингового финансирования – это досрочная оплата поставщику или подрядчику исполненного контракта, заключенного с отсрочкой, в счет уступки дебиторской задолженности. Однако факторинговые компании предлагают множество других схем, среди которых любая организация может подобрать для себя подходящий вид финансирования.

1.      Классический факторинг, когда поставщик или подрядчик уступает факторинговой компании уже возникшее (существующее) денежное требование к заказчику и получает за него финансирование.

Пример. Поставщик работает с заказчиком с 30-дневной отсрочкой платежа. Сразу после отгрузки товара возникает денежное требование (формируется дебиторская задолженность), однако оплачено оно будет только через месяц. Поставщик уступает это требование факторинговой компании, сразу получает оплату, а в установленный контрактом срок заказчик погашает задолженность новому владельцу требования – компании-фактору.

2.      Факторинг просроченных денежных требований – это, по сути, продажа долга, не оплаченного заказчиком в срок. Денежное требование передается факторинговой компании взамен на финансирование, а потом компания-фактор самостоятельно ведет работу с заказчиком по погашению задолженности. В этом случае в первоначальном контракте может и не быть условия отсрочки платежа.

Пример. Подрядчик выполнил работы по контракту, однако оплата в установленный срок не поступила. Компания имеет право продать просроченную задолженность факторинговой компании и сразу же получить финансирование, не дожидаясь исполнения обязательств заказчиком.

3.      Предзакупочный факторинг (факторинг будущих требований) – это финансирование в счет уступки обязательств, которые еще не возникли (то есть контракт не исполнен поставщиком). Как правило, применяется в случаях, когда поставщику требуются средства для исполнения контракта, и служит аналогом контрактного финансирования.

Подробнее – в статье «Факторинг или контрактное финансирование: сравниваем не ставки, а суть продуктов!»

Пример. Предприятие заключило договор поставки, для производства товара требуется закупка сырья, однако заказчик не готов выплатить аванс. Поставщик уступает компании-фактору будущее денежное требование (то есть право требовать оплату в будущем) и сразу же получает финансирование. В установленный срок после исполнения контракта заказчик рассчитывается с компанией-фактором.

Существуют и другие варианты – заявки, которые не соответствуют стандартным условиям выдачи, факторинговые компании рассматривают индивидуально, подбирая схему финансирования под потребности конкретного клиента. Благодаря этому факторинг доступен даже в тех случаях, когда более привычные виды финансирования организация получить не может.


Чтобы подать заявку и узнать полные условия финансирования, заполните специальную форму на сайте или позвоните по телефону 8 (800) 500 55 52