Государство и факторинг – дружат ли они?

Государство и факторинг – дружат ли они?

Многие российские предприниматели довольно консервативно настроены в отношении новых продуктов и инструментов, в особенности в финансовой сфере. Например, часто приходится читать, что факторинг – услуга недавно появившаяся, а значит, не имеет поддержки и регулирования на государственном уровне.

Однако это не так – законодательство четко выделяет факторинг как отдельный полноправный вид финансовых услуг: в ГК РФ есть отдельная глава, посвященная финансированию под уступку права требования. Более того, в качестве антикризисной или стимулирующей меры факторинговое финансирование часто упоминается в различных планах развития, составляемых государственными органами.

Законодательное регулирование факторинга в России

Финансирование под уступку права требования появилось не вчера и не год назад – его история в России насчитывает уже около 20 лет. Бурное развитие факторинга действительно пришлось на последние годы, но это связано с тем, что за счет цифровизации экономики многие финансовые продукты стали более доступными.

Ранее же факторинг в России существовал и работал, но был распространен только в узкому кругу очень крупных компаний – торговых сетей, производственных предприятий, строительных и промышленных корпораций. Разумеется, за два десятилетия в законодательство были внесены разделы, регулирующие деятельность в области факторинга:

·        Глава 24 Гражданского кодекса РФ описывает, как происходит переход права требования. Это общие правила для цессии – уступки любого права, денежного или неденежного, при этом не имеет значения, сопровождается такая уступка получением финансирования или нет.

·        Глава 43 ГК РФ более конкретная и посвящена исключительно факторингу (получению финансирования под уступку денежного требования). Здесь четко обозначены все основные моменты, которые касаются факторинга – суть сделки, ее стороны, права и ответственность участников и т.д.

Важный момент из главы 43 ГК РФ: «Уступка финансовому агенту денежного требования является действительной, даже если между клиентом и его должником либо между клиентом и лицом, уступившим ему право требования, существует соглашение о ее запрете или ограничении».

·        Подробно о законодательном регулировании факторинга – в нашей статье «Какими законами регулируется факторинг в РФ?»

·        О принципиальных различиях между цессией и факторингом читайте в статье «Почему цессия и факторинг – не одно и то же».

Факторинг как мера поддержки малого и среднего бизнеса

К факторинговому финансированию в России со стороны государства сложилось довольно лояльное отношение. Действующие законодательные акты и предписания не только не запрещают финансирование под уступку права требования, но даже стимулируют его получение.

Приведем несколько примеров:

·        В паспорте Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (начало реализации – 2019 г.) одной из задач названо «обеспечение распространения на поставщиков механизма факторинга».

·        Директива Правительства РФ №4111-П13 от 8 мая 2019 г. также предписывает расширение практики использования факторинга при исполнении договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).

·        В Письме № СЖ-12/5601 от 05.06.2019 г. Корпорация МСП рекомендовала органам исполнительной власти организовать взаимодействие с крупнейшими региональными заказчиками по внесению в их Положения о закупках изменений, предусматривающих применение механизма факторинга.

·        В рамках заседания рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению "Энергетика" 7 февраля 2020 года стимулирование факторингового финансирования по энергосервисным договорам было названо в числе первоочередных задач по улучшению сферы энергосбережения.

Этими примерами государственное стимулирование факторинга, разумеется, не исчерпывается, однако уже по ним можно сделать выводы, насколько перспективным считается финансирование под уступку права требования, в особенности в сфере МСП.

Использование факторинга в закупках по 223 ФЗ

До 2018 года применение инструментов факторинга в торгах было затруднено – так, например, действовал прямой запрет на уступку денежных требований по контрактам в рамках 223 ФЗ.

1 июня 2018 года этот запрет был снят, тем самым законодательно было разрешено использование факторинга в закупках компаний с госучастием:

·        если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права, за исключением требований по денежному обязательству (новая редакция п. 7 ст. 448 ГК РФ);

·        обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично. В случае применения факторинга происходит смена не стороны договора, а реквизитов оплаты.


Компании с госучастием и другие заказчики, работающие в рамках 223 ФЗ, сегодня активно используют инструменты факторинга в закупках – это обеспечивает им бесперебойность исполнения контракта поставщиком, дает возможность стимулировать и поощрять добросовестных контрагентов, расширить число заявок на торгах за счет предприятий МСП, которые не готовы работать с отсрочкой платежа.

Использование факторинга в закупках по 44 ФЗ

Если говорить про контракты, заключенные в рамках 44 ФЗ, то здесь ситуация несколько сложнее. С одной стороны, согласно ГК РФ, кредитор (поставщик или подрядчик) имеет полное право уступать право денежного требования по любому контракту другому кредитору (факторинговой компании) без согласования с должником (заказчиком) – это прямо следует из главы 43 Гражданского кодекса.

С другой стороны, Минфин считает уступку денежных прав по государственным и муниципальным контрактам угрозой для бюджетного регулирования. Так, еще в 2019 году был опубликован проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс", где предлагается зафиксировать в БК РФ запрет на уступку денежных обязательств по расчетам, которые проводятся через Казначейство, однако до сих пор этот проект не был принят.

Тем не менее, при расчетах по государственному или муниципальному контракту могут возникать сложности, связанные с позицией Министерства финансов, хотя законодательно на сегодняшний день они ничем не обоснованы.

 Заметим, что эти затруднения не распространяются на энергосервисные контракты, которые также заключаются в рамках 44 ФЗ – такие договоры финансируются факторинговыми компаниями. Дело в том, что Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора" прямо указывает на необходимость «условия о допустимости полной или частичной уступки права требования оплаты по контракту исполнителем в случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации».

На GetFinance вы можете оформить факторинг как по обычным коммерческим контрактам (B2B), так и по закупкам, которые проводятся в рамках 223 ФЗ, 44 ФЗ, 615 ПП – торги компаний с госучастием, договоры с естественными монополиями, фондами капитального ремонта, энергосервисные контракты и т.д.


Чтобы узнать индивидуальный лимит финансирования, подайте заявку через личный кабинет на платформе или свяжитесь со специалистом GetFinance по телефону 8 (800) 500 55 52.