Факторинг и форфейтинг: определения, сходства и различия

Факторинг и форфейтинг: определения, сходства и различия

Сегодня бизнесу, чтобы активно функционировать и развиваться, требуется стороннее финансирование. Получить финансирование можно не только с помощью стандартных кредитных продуктов, но также и через факторинг или форфейтинг.

Оба этих финансовых инструмента базируются на уступке прав требования. При этом факторинг представляет из себя отдельный, законодательно урегулированный правовой институт, тогда как форфейтинг такого отдельного законодательного регулирования не имеет и является, скорее, экономической категорией. Рассмотрим, в чем сходства и различия этих механизмов.  

Факторинг (от англ. factor – посредник) – инструмент поставщика для ускоренного получения средств по исполненному контракту с постоплатой. Благодаря факторингу поставщик может не дожидаться отсроченной оплаты от покупателя в течение срока, указанного в контракте, а получить ее сразу, исполнив контракт целиком или один из его этапов и уступив денежное требование за его исполнение Фактору. После этого Фактор производит финансирование поставщика – при онлайн-факторинге деньги оказываются на счете поставщика в течение 1 рабочего дня! В рамках цифрового факторинга размер финансирования обычно составляет 90% от всей суммы денежного требования. Оставшуюся часть по денежному требованию Фактор перечисляет поставщику после того, как сам получит оплату от покупателя согласно сроку, который был ранее указан в контракте между поставщиком и покупателем. 

Форфейтинг (от фр. Acheter a forfait – купить подрядным образом, заключив договор) – инструмент для покупателя, которому необходимо что-либо приобрести, но его собственных средств для этого недостаточно. Чтобы осуществить покупку, покупатель выписывает комплект векселей (или аналогичных долговых инструментов) и передает их в счет оплаты продавцу, который, в свою очередь, учитывает их у третьей стороны (чаще всего – у банка) и получает соответствующую сумму. После этого банк получает оплату по векселям с покупателя в соответствии со сроками их погашения.

Таким образом, основные сходства факторинга и форфейтинга состоят в следующем:

  • В отношениях между покупателем и поставщиком возникает третье лицо.
  • Суть данных операций в проведении финансирования одной из сторон сделки купли-продажи.
  • Финансирование происходит с применением механизма уступки прав требования.

Отличия:

  • Классический факторинг инициирует продавец товаров или услуг, а форфейтинг – покупатель.
  • В классическом факторинге комиссию за финансирование чаще всего уплачивает поставщик, в форфейтинге – покупатель (зачастую она сразу учитывается при оформлении долговых обязательств).
  • Форфейтинг обычно используют в очень крупных сделках, когда векселя покупателя будут охотно приниматься и гарантироваться банками. Факторинг же сегодня, благодаря его цифровизации, доступен для мелких сделок и не имеет ограничений по минимальной сумме уступаемого денежного требования.
  • В факторинге обычно уступаются денежные требования, в форфейтинге – долговые обязательства.