Источники финансирования для бизнеса

Никакой бизнес не сможет развиваться, если в него не вкладывать деньги. Вливания средств требуются постоянно – на закупку товаров и сырья, оплату услуг, инвестиции в новые направления бизнеса или на расширение имеющихся, приобретение основных средств. Сегодня мы поговорим о том, какие источники финансирования может использовать бизнес и о том, какое место среди них занимает факторинг.

Внешние и внутренние источники финансирования

Говоря простым языком, деньги в бизнесе могут появиться двумя путями – либо они придут «со стороны», либо их вложит собственник бизнеса или само предприятие. Тот, кто вкладывает в бизнес деньги, и будет источником финансирования. Иными словами, источник финансирования – это некий субъект, который готов предоставить бизнесу средства для ведения деятельности или развития. 

Все источники финансирования бизнеса можно разделить на две большие группы:

  • Внешние источники – это средства «со стороны». Сюда входят инвестиции частных лиц или компаний, субсидии от государства, кредиты, займы, лизинг от финансовых учреждений, доходы от выпуска облигаций, продажи акций компании и т.д.

  • Внутренние источники – те, что возникают в самом бизнесе. Сюда относят все, что принадлежит собственникам предприятия – прибыль (ее можно отвлечь из оборота, а можно оставить в бизнесе), личные средства владельца, а также собственность компании - амортизационные отчисления, фонд оплаты труда, активы предприятия (которые можно реализовать при необходимости), резервный капитал.

На стыке внешних и внутренних источников финансирования находится факторинг – пополнение оборотного капитала под уступку денежных требований по контракту. Такое финансирование предоставляют специализированные факторинговые компании, поэтому его можно считать внешним. Но так как в основе факторинга лежит уступка обязательств по контракту, то факторинговое финансирование это одновременно и внутренний источник – бизнес реализует один актив, чтобы получить другой (денежные средства).

Подробнее – в статье «Что такое факторинг»

В каких случаях компаниям требуется финансирование

Привлечение любого вида финансирования, как внешнего, так и внутреннего – знак того, что компании потребовались дополнительные средства для ведения бизнеса. При этом не стоит думать, что оформление кредитов, займов, привлечение факторинга и других видов финансирования обязательно говорит о проблемах. Существуют разные поводы для привлечения финансирования:

  • Открытие новых подразделений или направлений бизнеса.

  • Расширение производства, для которого требуется закупка оборудования, транспорта, сырья и т.п.

  • Заключение новых крупных контрактов, работа по которым требует увеличения объема оборотного капитала.

  • Кассовые разрывы – выручка приходит позже срока погашения обязательств (такие ситуации могут быть разовыми, связанными с неисполнением обязательств контрагентами, или постоянными).

Подробнее о кассовых разрывах и их устранении в статье «Как факторинг помогает МСП избежать кассовых разрывов»

  • Нехватка средств для исполнения обязательств.

Как показывает практика, только в половине случаев привлечение финансирования необходимо по причине возникновения финансовых трудностей. Довольно часто деньги нужны не на решение проблем, а на увеличение объемов бизнеса, выхода на новый уровень работы.

Как привлекать финансирование

Перед выбором источника финансирования ответьте на несколько вопросов:

  • Для чего нужны деньги?

Каждый источник финансирования имеет свою специфику – например, за счет кредита нельзя погасить долги по налогам или другой кредит, лизинг используется для приобретения активов, а факторинг – для быстрого превращения кредиторской или дебиторской задолженности в «живые» деньги.

  • Какая сумма понадобится, нужна она целиком и сразу или будет осваиваться постепенно?

От графика освоения средств зависит форма финансирования, деньги можно привлекать единовременно или траншами.

Подробнее – в статье «Чем кредитная линия отличается от факторинга?»

  • В какой срок предприятие сможет вернуть полученные деньги?
  • Какой график погашения будет оптимальным?

  • «Перекрывает» ли выгода от реализации проекта затраты на привлечение финансирования?

Если внутренние источники для бизнеса, как правило, бесплатны, то за использование средств сторонних компаний необходимо заплатить. В том случае, когда проценты по кредиту оказываются больше, чем прибыль от использования ссуды, следует рассмотреть другие источники финансирования.


Проанализировав ситуацию, текущее положение в бизнесе и оценив, какие источники финансирования будут оптимальными в конкретном случае, вы сможете эффективно распределить полученные средства и извлечь из них максимум пользы.


Чтобы узнать индивидуальный лимит факторингового онлайн-финансирования, подайте заявку на сайте GetFinance или свяжитесь со специалистом по телефону 8 (800) 500 55 52