Государство и факторинг – дружат ли они?

К финансовым сервисам и продуктам для бизнеса российские предприниматели относятся довольно консервативно. Наибольшим доверием пользуются услуги, которые испытаны годами, регулируются на государственном уровне, включены в программы поддержки и инициативы правительства. Так у бизнеса больше гарантий, что при любых обстоятельствах он будет защищен.

Факторинг сравнительно молодой для России финансовый продукт, однако он четко регламентируется законодательством: в ГК РФ включена отдельная глава, посвященная финансированию под уступку права требования. Более того, в качестве антикризисной или стимулирующей меры факторинговое финансирование часто упоминается в различных планах развития, составляемых государственными органами.

Законодательное регулирование факторинга в России

Финансирование под уступку права требования в России появилось не вчера, его история насчитывает более 20 лет. Однако до недавних пор факторинг был доступен только крупному бизнесу – торговым сетям, производственным предприятиям, строительным и промышленным корпорациям. Среди малого и среднего бизнеса такое финансирование стало популярно с развитием цифровизации, когда получение заемных средств под продажу «дебиторки» стало быстрым и простым.

Разумеется, за два десятилетия в законодательство были внесены разделы, регулирующие деятельность в области факторинга:

  • Глава 24 Гражданского кодекса РФ описывает, как происходит переход прав требования от одного лица к другому. Это общие правила для цессии – уступки любого права, денежного или неденежного. При этом не имеет значения, сопровождается такая уступка получением финансирования или нет (цессия может быть безвозмездной).

О различиях между цессией и факторингом читайте в статье «Почему цессия и факторинг – не одно и то же».

  • Глава 43 ГК РФ посвящена такой разновидности цессии, как факторинг (получение финансирования под уступку денежного требования). Здесь четко обозначены моменты, которые касаются факторинга – суть сделки, ее стороны, права и ответственность участников и т.д.


Важный момент из главы 43 ГК РФ: «Уступка финансовому агенту денежного требования является действительной, даже если между клиентом и его должником либо между клиентом и лицом, уступившим ему право требования, существует соглашение о ее запрете или ограничении».

Подробно о законодательном регулировании факторинга – в статье «Какими законами регулируется факторинг в РФ?»

Факторинг – мера поддержки МСБ

К факторинговому финансированию в России со стороны государства сложилось лояльное отношение. Действующие законодательные акты не только не запрещают финансирование под уступку права требования, но даже стимулируют его получение.

Всего несколько примеров:

  • В паспорте Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (начало реализации – 2019 г.) одной из задач названо «обеспечение распространения на поставщиков механизма факторинга».
  • Директива Правительства РФ №4111-П13 от 8 мая 2019 предписывает расширение практики использования факторинга при исполнении договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).
  • В Письме № СЖ-12/5601 от 05.06.2019 Корпорация МСП рекомендовала органам исполнительной власти организовать взаимодействие с крупнейшими региональными заказчиками по внесению в их Положения о закупках изменений, предусматривающих применение механизма факторинга.
  • В рамках заседания рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Энергетика» 7 февраля 2020 года стимулирование факторингового финансирования по энергосервисным договорам было названо в числе первоочередных задач по улучшению сферы энергосбережения.

Этими примерами государственное стимулирование факторинга, разумеется, не исчерпывается, однако уже по ним можно сделать выводы, насколько перспективным считается финансирование под уступку права требования, в особенности в сфере МСП.

Использование факторинга в закупках по 223-ФЗ

Долгое время факторинг в закупках компаний с госучастием не использовался, так как действовал прямой запрет на уступку денежных требований по контрактам в рамках 223-ФЗ. А значит, поставщики и подрядчики, выигравшие тендер и исполнившие контракт, были вынуждены дожидаться даты платежа от заказчика – уступить факторинговой компании дебиторскую задолженность и получить оплату досрочно было невозможно.

В результате многие компании не участвовали в торгах, так как их объемы бизнеса не позволяли предоставить заказчику длительную отсрочку платежа.

1 июня 2018 года запрет был снят, тем самым законодательно было разрешено использование факторинга в закупках компаний с госучастием:

  • если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права, за исключением требований по денежному обязательству (последняя редакция п. 7 ст. 448 ГК РФ);
  • обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично. В случае применения факторинга происходит смена не стороны договора, а реквизитов оплаты.

Компании с госучастием, работающие в рамках 223-ФЗ, сегодня активно используют инструменты факторинга в закупках – это обеспечивает бесперебойность исполнения контрактов, дает возможность стимулировать и поощрять добросовестных контрагентов, расширять число заявок на торгах за счет предприятий МСП, которые не готовы работать с отсрочкой платежа.


Чтобы узнать индивидуальный лимит финансирования, подайте заявку через личный кабинет на платформе или свяжитесь со специалистом GetFinance по телефону 8 (800) 500 55 52.


Использование факторинга в закупках по 44-ФЗ

Если говорить про контракты, заключенные в рамках 44-ФЗ, то здесь ситуация сложнее.

  • С одной стороны, согласно ГК РФ, кредитор (поставщик или подрядчик) не должен иметь препятствий для уступки права денежного требования по контракту. Он вправе передать задолженность любого контрагента другому кредитору (факторинговой компании) без согласования с должником (заказчиком) и получить финансирование. Это прямо следует из главы 43 Гражданского кодекса.

  • С другой стороны, Минфин считает уступку денежных прав по государственным и муниципальным контрактам угрозой для бюджетного регулирования, что декларирует в своих официальных письмах.

Позиция Минфина была признана Верховным Судом РФ не соответствующей действующим бюджетному, гражданскому законодательству и законодательству о контрактной системе (Решение Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № АКПИ19-112). Факт издания Минфином России новых писем с аналогичным содержанием не может отменять позиции Верховного Суда РФ и не может подменять собой действующее законодательство Российской Федерации, которое допускает применение факторинга в государственных и муниципальных закупках.

Факторинговые компании, работающие на GetFinance, имеют успешный практический опыт финансирования контрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ.

Заметим, что описанные выше затруднения не распространяются на энергосервисные контракты, которые также заключаются в рамках 44-ФЗ – такие договоры активно финансируются факторинговыми компаниями. Дело в том, что Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора» прямо указывает на необходимость «условия о допустимости полной или частичной уступки права требования оплаты по контракту исполнителем в случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации».

Использование факторинга в закупках по 615-ПП

Факторинг активно используется в закупках фондов капремонта – это дает возможность вовремя заканчивать плановые работы, обеспечивать качество исполнения контрактов поставщиками и подрядчиками, вести эффективную деятельность в условиях недостаточности финансовых ресурсов, проблем с собираемостью платежей.

На государственном уровне финансирование контрактов, заключенных в рамках Постановления 615-ПП, обеспечено полной поддержкой. Во многих правительственных указаниях, планах развития и прочих документах прямо указывается не только на допустимость, но и на желательность развития факторинговых механизмов в сфере капремонта.

Так, 21 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства 2202 об изменениях в предоставлении финансовой поддержки фондов капремонта. В частности, государство теперь выделяет субсидии на возмещение комиссии и агентских платежей, уплаченных по договору факторингового финансирования замены лифтового оборудования. Также упрощен механизм получения таких субсидий – сокращен срок рассмотрения заявок, исключены требования к возрасту дома, наличию общедомовых приборов учета и об отсутствии заимствования финансирования работ по капитальному ремонту за счет других домов, в число получателей субсидий включены региональные операторы капремонта и т.д. На начало 2022 года господдержкой для замены лифтового оборудования воспользовался ряд регионов России.

Другие инициативы

Удобство использования факторинговых механизмов в закупках оценили во многих отраслях, непривлекательных для традиционного банковского кредитования. Вследствие этого недостаток доступных инструментов привлечения денег становится системной проблемой, и обеспеченность заемными средствами стремится к нулю.

В последнее время все чаще появляются правительственные инициативы и проекты, которые призваны помочь развитию факторинга в таких сферах. Например, в 2020 году Минкомсвязь и ВЭБ.РФ разработали проект мер поддержки IT-отрасли. В частности, государству было предложено субсидировать 90% ключевой ставки по кредитам для покупателей отечественной IT-продукции и ввести механизм факторинга для IT-компаний со сроком финансирования до 1 года.

 

На GetFinance вы можете оформить факторинг как по коммерческим контрактам (B2B), так и по закупкам, которые проводятся в рамках 223-ФЗ, 44-ФЗ, 615-ПП – торги компаний с госучастием, договоры с естественными монополиями, фондами капитального ремонта, энергосервисные контракты и т.д.

Подробности – в статье «Кто в России пользуется факторингом?»