Возможен ли факторинг по госконтрактам в рамках 44-ФЗ?

Возможен ли факторинг по госконтрактам в рамках 44-ФЗ?

Факторинг в тендерной системе открывает перед исполнителями контрактов широкие перспективы. Возможность в нужный момент получить оплату по договору и вернуть деньги в оборот снимает ограничения по суммам контрактов и срокам платежа, которые накладывают объемы бизнеса поставщика или подрядчика.

Стабильный спрос на факторинг наблюдается по контрактам, заключенным в рамках 44-ФЗ (государственные и муниципальные закупки). Сегодня мы поговорим о том, возможно ли оформить финансирование под уступку дебиторской задолженности по таким договорам, и об особенностях государственного регулирования в этой сфере.

Почему факторинг по 44-ФЗ востребован?

Работа по госконтрактам для российского бизнеса, в особенности МСП – один из самых перспективных путей развития. 100% гарантия оплаты и четко регламентированный процесс заключения договоров дают предприятиям необходимую стабильность. При этом стать исполнителем по государственному или муниципальному контракту часто оказывается проще, чем поставщиком крупного заказчика в формате B2B.

Однако потенциальных поставщиков и подрядчиков часто останавливают крупные суммы и длительные сроки государственных и муниципальных контрактов, необходимость отвлечь из бизнеса значительную часть оборотного капитала на исполнение договора. Эти вопросы с успехом решает использование в закупках механизмов онлайн-факторинга:

  • Поставщик (подрядчик) досрочно получает оплату по контракту, за счет чего устраняются кассовые разрывы, деньги не оказываются «замороженными» на время отсрочки, сохраняется ликвидный оборотный капитал.

  • Оформление и получение финансирования происходит в режиме онлайн с использованием электронных подписей сторон, при этом подача заявки по 44-ФЗ максимально ускорена и упрощена – данные о закупке подгружаются из баз данных.

Подробнее о подаче заявки читайте в статье «Документы для оформления факторинга онлайн»

  • При получении онлайн-факторинга на GetFinance нет минимального лимита выдачи, а значит, такое финансирование подходит для субъектов МСП с небольшими суммами договоров. Кроме того, возможна досрочная оплата как всего исполненного контракта, так и отдельных этапов (каждой партии товара, сданных работ) вне зависимости от их суммы.
  • Управление кредиторской задолженностью берет на себя факторинговая компания, упрощен учет операций – снижается нагрузка на бухгалтерскую и коммерческую службы в организации, что делает онлайн-факторинг доступным даже для микробизнеса.

  • Полученные средства в период отсрочки можно вновь пустить в оборот и увеличить объемы продаж.

Законодательное регулирование факторинга по 44-ФЗ

Финансирование под уступку права денежного требования (факторинг) регулируется Гражданским Кодексом РФ:

  • Глава 24 ГК РФ «Перемена лиц в обязательстве» - общее регулирование уступки права требования (цессии).

  • Глава 43 ГК РФ «Финансирование под уступку денежного требования» - регулирование факторинга (уступки денежных требований).

Подробности – в статье «Какими законами регулируется факторинг в РФ»

Уступка поставщиком (подрядчиком, исполнителем) третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства по контракту, заключённому в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» полностью легальна и соответствует действующему законодательству – ст. 382 ГК РФ закрепляет за кредитором право совершать такие уступки, в том числе без согласия должника. Ст. 828 ГК РФ прямо указывает, что «уступка финансовому агенту денежного требования является действительной, даже если между клиентом и его должником либо между клиентом и лицом, уступившим ему право требования, существует соглашение о ее запрете или ограничении».

Позиция Минфина в отношении факторинга по 44-ФЗ

Минфин РФ придерживается позиции, что оплата по контрактам в рамках 44-ФЗ регламентируется БК РФ (является исполнением бюджета по расходам), и нормами Бюджетного кодекса уступка требования (цессия) и финансирование под уступку денежного требования по оплате денежного обязательства не предусмотрены. Последнее письмо с изложением позиции Минфина по факторингу в госзакупках от 20 мая 2020 г. N 24-03-08/41431 «О рассмотрении обращения».

На практике легальность уступки права денежного требования по контрактам, заключенным в рамках 44-ФЗ, подтверждается  Определением Верховного Суда РФ от 22 февраля 2017 года № 309-ЭС16-16532, а также Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года), в рамках которых Верховный суд РФ указал, что, поскольку в результате подписания договора уступки права требования оплаты по контракту не производится замена стороны договора - поставщика (подрядчика, исполнителя), а лишь переходит право требования уплаты начисленной задолженности, такая уступка не нарушает требования ч. 5 ст. 95 Закона №44-ФЗ, а также п. 7 ст. 448 ГК РФ о недопустимости замены поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку при исполнении заказчиком обязанности по уплате денежных средств личность кредитора не имеет существенного значения для должника.

Суд также подтверждает, что не может являться препятствием для уступки требования оплаты по контракту, а также не может служить обстоятельством, свидетельствующим о существенном значении личности кредитора для должника, факт того, что на уровне бюджетного законодательства не предусмотрен порядок внесения изменений в ранее предоставленные данные о контрагенте, позволяющие осуществить санкционирование расходов в случае уступки.

Таким образом, суды делают вывод, что гражданское законодательство не только не запрещает уступку права требования по денежному обязательству, возникшему на основании государственного (муниципального) контракта, но и предусматривает возможность такой уступки.

Факторинг по энергосервисным контрактам

Заметим, что по энергосервисным договорам, которые также заключаются в рамках 44-ФЗ, оформление факторинга весьма распространено и не находит никаких препятствий – здесь действует Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора», которое прямо указывает на необходимость «условия о допустимости полной или частичной уступки права требования оплаты по контракту исполнителем в случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации».

Преимущества факторинга по 44-ФЗ для заказчиков

Несмотря на то, что законодательство не запрещает оформление факторинга по контрактам, заключенным в рамках 44-ФЗ, а судебная практика прямо указывает на правомерность уступки денежных требований по таким договорам, на практике могут возникать сложности. Дело в том, что позиция Минфина вызывает у заказчиков опасения, и некоторые из них отказываются согласовывать уступку требования (для оформления онлайн-факторинга такое согласование обязательно).

При этом стоит понимать, что применение факторинга в закупках по 44-ФЗ не только легитимно, но и выгодно для заказчика. От оформления финансирования выигрывает не только непосредственный получатель средств (поставщик или подрядчик), его заказчик также получает массу преимуществ:

  • Обеспечивается бесперебойность поставок, так как улучшается финансовое положение поставщиков и подрядчиков – у контрагента нет зависимости от сроков расчетов по контракту, он может получить оплату досрочно.

  • Увеличивается конкуренция в закупках, появляется возможность расширить число контрагентов за счет предприятий МСБ – появляется возможность работать с контрагентами на более привлекательных условиях.

  • Появляется возможность производить закупки по ценам базисного периода – снижаются закупочные расходы, экономится бюджет.

  • Повышается эффективность финансового планирования и управления кредиторской задолженностью.

  • Для внедрения в систему закупок онлайн-факторинга не требуются финансовые и трудозатраты – взаиморасчеты ведутся в бесплатной системе ЭДО, для согласования документов используется электронная подпись.


Подробнее о преимуществах для заказчика – в статье «Как перевести покупателей на факторинг?»


На сегодняшний день на платформе GetFinance имеется успешный опыт финансирования поставщиков и подрядчиков по контрактам, заключенным в сфере госзакупок. Чтобы узнать индивидуальные условия финансирования, подайте заявку на сайте GetFinance или свяжитесь со специалистом по телефону 8 (800) 500 55 52